Как правильно заточить пильную цепь. Часть 1.
-
Когда нужно затачивать цепь?
-
Что происходит с бензопилой, если вы работаете тупой цепью?
-
Подготовка пильной цепи к заточке.
В этой статье мы расскажем, как нужно затачивать (править) пильную цепь и дадим пошаговый алгоритм этого процесса. Исключение составляют пильные цепи, армированные твердым сплавом, маркируемые STIHL обозначением Duro. Они обладают особой износостойкостью и из-за чрезвычайно твердых лезвий затачиваются алмазными дисками.
Когда нужно затачивать пильную цепь?
Даже самая лучшая пильная цепь со временем изнашивается и затупляется. Если возникает одна из следующих проблем, пришло время заточить пильную цепь:
- Пильная цепь сама не врезается в древесину, поэтому ее приходится «вгонять» в дерево, сильно надавливая на пилу.
- При пилении из-под цепи вылетает не крупная стружка, а мелкие опилки.
- При пилении наблюдается дымление, несмотря на надлежащее смазывание и натяжение цепи.
- Шину пилы уводит в сторону.
- Бензопила «бьется» и «подпрыгивает» при пилении, наблюдается повышенная отдача.
Производить заточку цепи нужно регулярно. Оптимальная периодичность – при каждой заправке бака топливом. Такого правила придерживаются профессионалы.Что происходит с бензопилой, если вы работаете тупой цепью? Владельцам электропил - пропустить.
Не ждите, пока пильная цепь окончательно затупится. Часто бывает достаточно всего нескольких проходов напильником, чтобы пильная цепь снова стала острой.
Вам осталось еще немного работы, от силы полчаса. Вы видите, что цепь затупилась, а работу доделать надо, хочется (выбрать для вашего случая). И вы принимаете решение продолжить работу тупой цепью, а потом ее заточить (не сегодня, конечно, а завтра или перед следущей работой). Знакома ситуация? К чему это решение может привести?
Пильные зубья цепи работают как рубанок. Когда они острые, то создают определенное сопротивление двигателю бензопилы. Вы, приступая к пилению, даете полный газ и пила развивает максимальные обороты, например 13000 - 14000 оборотов в минуту. Прикасаетесь к древесине и начинаете процесс пиления. При этом в рез входит все большее количество пильных зубьев. Обороты пилы начинают падать, до 8000 - 9000 оборотов в минуту, что для многих пил Stihl, соответствует оборотам при полной мощности. Охлаждение двигателя мотопилы хорошее, потому, что она рассчитана на долговременную работу при таких оборотах, смазка цилиндро-порневой группы (ЦПГ) оптимальна. При затуплении цепи, происходит уменьшение сопротивления на пильных зубьях. Вы видите мелкую стружку и вам приходится прилагать больше физических усилий для пиления, а обороты пилы начинают потихоньку расти. Если вы вовремя не остановитесь, то обороты вырастут до 12000 - 13000 и температура двигателя будет критически высокой. Тем самым ЦПГ будет работать в более жестких условиях, смазка двигателя будет ухудшаться. Одного бака топливной смеси может хватить чтобы произошел задир ЦПГ или другая неисправность двигателя. Пила выйдет из строя и вы попадете на деньги.
Такие случаи мы видим достаточно часто в нашем сервисе, когда пользователи приносят пилы с перегревом двигателя и задирами ЦПГ, говоря при этом что топливная смесь идеальна, смазка цепи безупречна, что пила г..но и они не доделали работу. Сервисмены видят, что цепь тупая и спрашивают сколько времени пользователь проработал тупой цепь. Обычный ответ, что осталось совсем чуть-чуть работы, что он даже не успел израсходовать бак топлива, что запасной, острой цепи не было или неохота было ее заменить. Большинство из них не знает, что работать тупой цепью не только неправильно, но и затратно, как финансово, так и физически. Делайте выводы господа!
Работайте только острыми цепями. Так вам будет легче пилить, вы сделаете больший объем работ и сохраните свою пилу. Остановитесь и наточите цепь.Подготовка пильной цепи к заточке
Имейте в запасе одну - две острые цепи, которые вы подготовили заранее.
Очистка цепи и осмотр цепи


Проверьте степень износа цепи, если износ достиг предела (маркировка на цепи), то цепь необходимо заменить.
Натяжение пильной цепи

Во время заточки пильная цепь должна быть натянута сильнее, чем обычно. Это предотвращает наклон режущих зубьев и облегчает соблюдение правильных углов заточки. После заточки снова установите надлежащее натяжение цепи (натяжение цепи необходимо ослабить).
Определение зуба, с которого начинать заточку

Отметьте его маркером или мелом. По длине этого зуба правится длина всех остальных режущих зубьев пильной цепи. При заточке начинайте с этого режущего зуба и стачивайте все остальные режущие зубья, ориентируясь на длину того зуба, с которого начинали заточку.
Зафиксируйте направляющую шину в тисках или разводке для зубьев в зависимости от положения зуба, который будет затачиваться первым.
Фиксация направляющей шины

Первый затачиваемый режущий зуб находится в правом ряду зубов
Зажмите направляющую шину вершиной шины влево. Введите зуб в зону заточки, а затем нажмите цепной тормоз. Чтобы протянуть пильную цепь дальше, отпустите цепной тормоз, а перед заточкой следующих режущих зубьев снова нажмите его.
Первый затачиваемый режущий зуб находится в левом ряду зубов
Зажмите направляющую шину вершиной шины вправо. Действуйте аналогично, как указано в предыдущем абзаце.Продолжение статьи Как правильно заточить пильную цепь. Часть 2.
- Комментарии